Как Владимир был «младшим братом» Москвы по церковной линии
В 1742 году именным указом императрицы Елизаветы Петровны по докладу Святейшего Синода новоучрежденной Московской и Владимирской епархии был присвоен статус третьей по старшинству после Киевской и Новгородской (тем же указом Петербургской епархии присвоен четвертый ранг вслед за Московской). Архиепископом Московским и Владимирским стал Иосиф (Волчанский), бывший архиерей в Могилеве.
Владимир на Клязьме тогда стал епархиальным центром (вторым после первопрестольной) впервые с XIV столетия. До этого прежняя Владимирская епархия пребывала в составе Патриаршей, а потом — Синодальной области.
Однако новая Московско-Владимирская епархия оказалась слишком огромной. В состав новоучрежденной епархии вошли Москва (при ней Загородская, Пехрянская, Селецкая, Перемышская, Хатунская, Вохонская и Радонежская десятины) и еще 46 городов, в том числе Владимир, Кострома, Калуга, Пенза, Тамбов, Торопец, Кинешма, Галич, Брянск, Дмитров, Руза, Волоколамск, Верея, Можайск, Серпухов, Боровск, Малоярославец, Гжатск, Таруса, Алексин, Карачев, Трубчевск, Рыльск, Путивль, Белополье, Козлов, Темников, Борисоглебск, Керенск, Саранск, Нижний Ломов, Верхний Ломов, Краснослободск, Петровск, Ярополч, Юрьевец-Повольский, Балахна, Арзамас, Корсунь и др. Из числа городов будущей Владимирской губернии там оказались Владимир (в нем и округе 201 церковь); Переяславль-Залесский (165 церквей); Александровская слобода (77 церквей) и Ярополч. Всего же в Московскую и Владимирскую епархию поступило 4285 церквей и при них 294537 приходских дворов; 205 мужских и 59 женских монастырей. В ведение владыки Иосифа передавались все соборы, церкви и монастыри, что были прежде в Синодальной области, кроме Московского Успенского собора, Троице-Сергиевой и Киево-Печерской лавры.
Некоторые города и их округи находились очень далеко от Москвы — своего нового епархиального центра. Например: Петровск — в 818-ти верстах, Краснослободск — в 778-ми верстах, Белополье — в 693-х верстах, Путивль — в 633-х верстах. Можно было заранее предположить, что эффективно управлять столь обширной епархией окажется очень трудно, если вообще возможно. Поэтому уже в 1745 году Владимирская епархия была отделена от Московской.