Пресвятая Богородица велела киевскому митрополиту жить во Владимире
В 1299 году в этот день митрополит Киевский и всея Руси Максим принял в свое заведование Владимирскую епархию, а епископ Владимирский Симеон был поставлен во главе Ростовской епархии, где тогда владыки не было.
Для обоснования переселения митрополита Киевского во Владимир и перемещения владыки Симеона в Ростов распространилась легенда о чуде: что сама Пресвятая Богородица указала митрополиту Максиму на необходимость жительствовать во Владимире и фактически выполнять здесь функции местного архиерея, помимо обязанностей митрополичьих.
Историк А. В. Карташев подробнейшим образом касается этого эпизода:
«В 1299 году Киев был так страшно опустошен татарами, что разбежались все его жители; с ними вместе должен был спасаться бегством и митрополит. «Того же лета» говорит под 1300 г. Лаврент[евская] летопись, «митр. Максим, не терпя татарского насилия оставя митрополью и збежа ис Киева, и весь Киев разбежался; а митрополит иде к Брянску, и оттоль иде в Суждальскую землю и со всем своим житьем» и «с крылосом», прибавляет Никонов[ская] летопись. Собственная епархия митрополита — Киевская, конечно, по-прежнему оставалась в его власти и передана была в управление наместникам. Но садясь во Владимир, митрополит должен был завладеть и владимирской епархией и выселить оттуда епархиального епископа. Митр. Максим так и сделал; он перевел Владимирского епископа на вакантную в тот момент Ростовскую кафедру, а сам стал епархиальным владыкой Владимирским. Здесь, на новом месте пребывания своей кафедры, митр. Максим скончался в декабре 1303 года [на самом деле 6 декабря 1305 г.] и был погребен уже не в Киеве, а во владимирском Успенском соборе. Северная Русь, сознавая счастливую важность для себя переселения митр. Максима, нашла для него санкцию в чуде. Во Владимирском Успенском соборе есть икона Божией Матери, подающей М[итрополиту] Максиму омофор с надписью: «Сей святый чудотворный образ Пр. Богородицы написан бысть в лето 1299 (6807), по видению Максима митропол[ита] Владимирского и всея России чудотворца (?), греченина родом: егда ему пришедшу от Киева во Владимир и от путного шествия в келлии своей мало уснув, абие… явися ему Пречистая Дева Б[огороди]ца … и глагола: рабе мой Максиме, добре пришел еси семо посетити град мой, и подаде ему мой омофор, глаголя: приими сей омофор и паси в граде моем словесныя овцы; он же прием, возбудися от сна и в келии никого же виде, а омофор обретеся в руце его… и повеле написати сей образ тем подобием, якоже виде».
Максимовскую икону Божией Матери до сих пор можно видеть во Владимирском Успенском соборе.
Лишь в 1330 году Суздаль и Нижний Новгород вновь были выделены в особую епархию, а Владимирская епархия (воссозданная на один лишь год в середине XIV столетия) получила свою самостоятельность только в 1748-м.