Петр Апраксин - третий граф на посту владимирского губернатора
В 1808 году в этот день штабс-ротмистр Кавалергардского полка граф Петр Иванович Апраксин, герой сражения при Аустерлице, получил назначение состоять адъютантом при только что вступившем в должность военного министра графе А. А. Аракчееве.
Пожалованный в ротмистры в августе 1809-го Апраксин, тем не менее, не задержался в адъютантах у всесильного Аракчеева. Вероятно, служба графа в пятом поколении с графом новопожалованным, отличавшимся весьма тяжким характером, не устраивала обоих. Тогда продолжалась русско-турецкая война и Апраксин в 1810 году отпросился из Петербурга в действующую армию. Там он состоял адъютантом при известном кавалерийском генерале Федоре Петровиче Уварове, командовавшим авангардом Молдавской армии.
Отличившись в сражениях с турками при Шумле, у Чаушкиной и при Батине, граф добавил к прежним наградам ордена святого Владимира IV степени. и святой Анны II степени, золотую шпагу, да еще получил «благоволительный рескрипт». Не умаляя заслуг и храбрости графа, нельзя не заметить, что награды ему доставались, видимо, легче, нежели другим, в силу громкого имени, адъютантского звания и влиятельного родства.
После окончания кампании 1810 г. Апраксин возвратился в Петербург, где и женился на Елизавете Андреевне Кузьминой-Караваевой, единственной наследнице богатого владимирского помещика и бывшего владимирского губернского предводителя дворянства. Перемена в семейном положении вызвала и перемену места службы.
В декабря 1811 года Апраксин был назначен петербургским полицеймейстером в чине подполковника, а в 1812-м пожалован в полковники. В столичной полиции он прослужил пять лет, пока в декабря 1817-го не вышел в отставку генерал-майором с мундиром. Наградами за полицейскую службу стали орден святого Владимира III степени и орден святой Анны II степени, украшенный алмазами, пожалованный графу при выходе в отставку.
Три с половиной года Апраксины провели в Петербурге, Москве и в различных имениях, пока 15 июля 1821 года. граф Петр Иванович не получил назначение состоять владимирским гражданским губернатором с переименованием в действительные статские советники. Он стал третьим графом на этом посту после Воронцова и Салтыкова. Вместе с приданым жены графу принадлежало во Владимирской губернии более 1500 душ крестьян, и он по праву считался одним из крупнейших владимирских помещиков. Со времен графа Воронцова во главе губернии не было человека, столь тесно связанного с этим краем. Интересы губернии во многом совпадали с личными интересами самого Апраксина, поэтому он управлял ею так же добросовестно, как своим имением.
Первым делом новый губернатор объехал всю вверенную его попечению губернию. Со времен князя И. М. Долгорукова губернаторы этого не делали. Министр внутренних дел В. С. Ланской писал в Комитет министров о состоянии Владимирской губернии после первого года управления Апраксина: «Владимирская губерния, заключая в себе более миллиона жителей, наслаждается вполне тишиною и спокойствием…».
В 1822 году общее спокойствие губернии было нарушено волнением мастеровых на заводах Баташева, «возникшим по смерти его от переустройства и состяжаний наследников о правах наследства, и превратилось, было, в пламя явного возмущения». Но граф Апраксин, не прибегая к войскам, прекратил как волнение рабочих, так и «самые неустройства по управлению заводскому. Государственные подати и недоимки взыскиваются гр. Апраксиным с особенным успехом». Предметом особенного внимания губернатора стало строительство во Владимире нового тюремного замка и тюремной же церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радости». Тюрьму закончили в 1825 г., а храм освятили еще через год. Помимо губернской, возводились новые тюрьмы и в ряде уездных городов.
Не только тюрьмой украсился Владимир в губернаторство Апраксина. В 1826 году закончилось строительство здания Дворянского собрания, украсившее центр города.
Граф Апраксин присутствовал на коронации императора Николая I в августе 1826-го в Москве, но в отличие от многих других сановников не получил наград в честь праздника. В июле 1827 года граф по прошению был отставлен с поста губернатора после шестилетнего управления губернией.
Почти три года он оставался в отставке. Только в апреле 1830 года он опять поступил на службу в качестве чиновника особых поручений при новом министре внутренних дел графе А. А. Закревском, давнем сослуживце по Аустерлицу, турецкой войне и Петербургу. В том же году граф Апраксин сопровождал графа-министра в поездке по России, во время которой последний принимал самые энергичные меры для борьбы с расширявшейся тогда эпидемией холеры. При посредстве Закревского Апраксин в феврале 1831 года был назначен тверским губернатором и награжден орденом св. Анны I степени, но в Тверь новый губернатор так и не выехал, подав прошение о зачислении его в корпус жандармов с прежним чином генерал-майора.
В 1831-1833 гг. граф Апраксин временно управлял Московским жандармским округом, а 25 июня был назначен начальником Казанского жандармского округа. Шесть с половиной лет провел он в Казани, где получил орден святого Владимира II степени. В 1836-м А. С. Пушкин через Апраксина передал для Александры Андреевны Фукс, казанской поэтессы и писательницы, свою «Историю Пугачевского бунта». 3 декабря 1841 г. граф Апраксин был уволен по прошению в отставку с чином тайного советника.
В последний раз граф вернулся на службу в 1846 году в качестве члена совета Государственного контроля. Там он получил орден Белого Орла, пожалованный ему в 1849 году.
В декабре 1852 года тайный советник и кавалер граф П. И. Апраксин скончался в Петербурге. Прах покойного был перевезен в имение его жены село Караваево Покровского уезда Владимирской губернии и погребен в сельской Петропавловской церкви.
Его супруга пережила его на 17 с лишним лет.