26 декабря 2024 в 10:07 3

Митрополит Ефрем, благословивший на победу ополчение Минина и Пожарского

Этот день в истории - 26 декабря.

В 1613 году в этот день скончался митрополит Казанский и Свияжский Ефрем (Хвостов), в качестве владыки Ефрема II в 1609-1612 гг. временно управлявший Суздальской епархией.

Митрополит Ефрем завоевал славу как ревностный поборник Православия, независимости и единства русского государства. На Казанскую кафедру он был назначен в августе 1606 г. после святителя Гермогена и явился достойным преемником последнего.

Твердая вера, любовь к родной земле, решительность и незаурядные организаторские способности митрополита Ефрема проявились в пору Великой Смуты в Русском государстве. В это напряженное и тревожное время Высокопреосвященный Казанский прилагал все силы к тому, чтобы сохранить мир в своей епархии, предупредить волнения среди населения. Уже осенью 1606 года, когда жители Свияжска изменили, было, царю Василию Шуйскому, митрополит Ефрем не колеблясь наложил на город и обитателей его запрещение, приказав местному духовенству не принимать от них в церкви приношений. Свияжцы покаялись, били челом царю и Патриарху Гермогену. Царь их простил, а Патриарх отменил запрещение, но митрополиту Ефрему послал благословение, как «доблестному пастырю».

А когда из Москвы стали поступать грамоты с призывом собирать ополчения и отправлять в Москву для борьбы с поляками, митрополит Ефрем с большим сочувствием откликнулся на этот призыв. По его благословению было создано первое ополчение. Правда, оно скоро распалось, но заслуга митрополита Ефрема заключалась в том, что, несмотря на все возникшие препятствия, он силой своего авторитета сумел организовать колебавшиеся массы.

Патриотическая деятельность митрополита Ефрема возвысила его в глазах московского боярства. Все призывные грамоты из Москвы стали поступать на его имя. Сам патриарх Гермоген, находившийся в заточении, где и был умерщвлен поляками, в августе 1611 года сумел передать грамоту в Нижний Новгород, в которой через новгородцев обратился к митрополиту Ефрему и просил его поучать войска «стоять крепко в вере».

Святитель Ефрем выполнил завещание патриарха. Он разослал призывные грамоты по многим городам Поволжья, призывая стойко стоять за единение с Москвой, за независимость русского государства от посягательства польских властей.

Земское ополчение признало главой российского духовенства митрополита Казанского Ефрема, поскольку митрополит Крутицкий Пафнутий к тому времени умер, а старший из здравствующих митрополитов — Новгородский Исидор — томился в шведском плену. Фактически, Высокопреосвященный Ефрем стал Местоблюстителем Патриаршего престола. В качестве Главы Русской Церкви во время Великого поста 1612 года митрополит Ефрем рукоположил в Казани в архиепископы Суздальские и Тарусские архимандрита Суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря Герасима. До этого после кончины архиепископа Суздальского Галактиона митрополит Ефрем временно осуществлял управление и Суздальской епархией. Популярность митрополита Ефрема настолько возросла, что образованное в Нижнем Новгороде ополчение под руководством Минина и Пожарского не решалось выступать на Москву без сношения с митрополитом Ефремом.

После изгнания поляков из Москвы встал вопрос об избрании нового царя. Митрополит Ефрем был приглашен в Москву для решения этого важного вопроса. Владыка Ефрем председательствовал на Великом Земском Соборе и 21 февраля 1613 года первым подписал Утвержденную Грамоту об избрании нового царя Михаила Федоровича (Романова). 19 апреля митрополит Ефрем в качестве первенствующего иерарха встречал избранного царя Михаила Федоровича «вне великого города Москвы за две мили». Как писал участник и очевидец этих событий архиепископ Арсений (Элассонский), «Царь и великий князь Михаил Федорович поцеловал святые честные иконы, и, после целования их, благословил его честным и святым крестом преосвященнейший митрополит великой Казани кир Ефрем…»

11 июля 1613 года митр. Ефрем вместе с «Освященным Собором» венчал Михаила Федоровича на царство. Так называемый Новый Летописец указывает: «…а венчал его, государя, царским венцом казанский митрополит Ефрем и все власти Московского государства».

Затем владыка Ефрем поучал нового царя охранять Православную церковь, русское государство, почитать чин духовный и любить свой народ. Первым же Высокопреосвященный Ефрем подписал Уложенную грамоту об избрании на царство Михаила Федоровича Романова.Помазав Михаила Федоровича на царство, митрополит Ефрем закончил великое дело и тем самым исполнил свой священный долг.

Получив в дар от царя св. Евангелие, он отправился в Казань, где прожил очень немного. И можно было лишь пожалеть о столь ранней кончине митрополита Ефрема Казанского — достойного преемника святителя Гермогена.

Читайте также