2 октября в 15:17 279

Бесконтрольность частных школ чревата большими проблемами для страны

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрены различные формы получения образования, в том числе возможность обучения несовершеннолетних вне школ в формате семейного образования (на дому). Обычно подобный способ выбирался вынужденно – при удаленном месте жительства, длительном пребывании заграницей или при наличии у ребенка заболевания, с которым он обычную школу посещать не может. Однако в последние годы семейное образование все чаще выбирают родители детей, не имеющих вышеперечисленных проблем. И происходит это, чаще всего, под влиянием извне. Даже в обычных школах всеми правдами и неправдами распространяются рекламные материалы, призывающие отказаться от обучения в учреждениях образования и перейти на семейную форму обучения.

Так, во Владимирской области число детей, переведенных на семейное образование из общеобразовательных школ, с 2022 по 20244 гг. возросло на 34,5 % (то есть более, чем на треть), или в абсолютных цифрах с 231 до 414 человек.

При этом, уведомляя органы местного самоуправления о выводе ребенка из школы (такое информирование – требование закона) родители порой заявляют о приверженности весьма сомнительным учениям «Звенящие кедры России» (фактически это секта) и «граждане СССР».

По большей части обучение детей, которых вывели из общеобразовательных учреждений, ведется на базе частных школ, оказывающих возмездные услуги. Во Владимирской области к числу частных платных школ, где обучается около тысячи учеников, можно отнести «Новый лицей», «Образ», «Все интересно», «Семейную школу имени Ю. А. Гагарина», «Детский центр во имя преподобного Серафима Саровского «Радость моя», а также ряд других.

Таким образом, пропаганда семейного образования, прежде всего, выгодна тем, кто на этом зарабатывает. При этом проверять качество обучения, безопасность детей в частных школах а также идейную составляющую альтернативного образования весьма непросто из-за пробелов в действующем законодательстве.

Например, преподавание в подобных заведениях порой ведется как с использованием учебников государственного образца, так и учебных пособий неформального объединения «Русская классическая школа» и даже собственных «уникальных» учебников по истории России и обществознанию. Порой методики, применяемые в частных школах, не соответствуют критериям, закрепленным в единых федеральных общеобразовательных программах и стандартах.

Согласно действующему законодательству, оценка уровня обучаемых в частных школах проводится лишь раз в год. Для этого квалификационные работы должны сдаваться на базе общеобразовательной школы. Однако случается, что и такая проверка носит лишь формальный характер. Так, учащиеся центра семейного образования «Все интересно» должны проходить промежуточную и выпускную экзаменацию в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21г. Коврова», к которой дети прикреплены на основании заключенного родителями договора по организации периодической и государственной итоговой аттестации. Но, как установлено, в 2022-2023 гг. проверочные работы и тесты экстернами объединения «Все интересно» готовились непосредственно на месте осуществления образовательного процесса с помощью преподавателей и в дальнейшем направлялись ковровскую 21-ю школу. Таким образом, промежуточная аттестация учащихся носила чисто фиктивный характер.

Также существуют проблемы контроля учреждений семейного образования, которые фактически осуществляют образовательную деятельность, не имея лицензий Рособрнадзора и не пройдя аттестацию на проведение учебного процесса по федеральным общеобразовательным программам и стандартам. Лишь меньшинство подобных объединений в 33-м регионе зарегистрированы в ФНС России в качестве индивидуальных предпринимателей, у остальных какой-либо юридический статус просто не оформлен. Вследствие такой ситуации фактически невозможно проводить проверки частных образовательных центров для выявления нарушений требований, предъявляемых к образовательным учреждениям, в том числе обеспечения противопожарных, антитеррористических и санитарных норм. В результате создаются предпосылки несоблюдения положений законодательства по созданию условий безопасного пребывания детей в центрах семейного образования, а также возможного привлечения к учебному процессу неквалифицированного педагогического состава.

Кроме того, подмена функций обычной школы деятельностью псевдообразовательных учреждений, зачастую применяющих несоответствующий государственной системе образования свой «уникальный» подход, подрывает процесс патриотического воспитания. В частных школах, как правило, в образовательном процессе не уделяется должное внимание вопросам формирования у обучаемых патриотической гражданской позиции. Там обычно не проводятся еженедельно организуемые в муниципальных школах классные часы «Разговоры о важном», поднятие флага Российской Федерации и исполнение государственного гимна, что противоречит требованиям действующего законодательства.

Есть и еще один негативный нюанс относительно функционирования частных школ. Там обычно не реализуются меры профилактики негативных проявлений среди учащихся. Ввиду удаленности центров семейного образования от школ прикрепления не проводятся беседы с представителями психологических служб со школьниками, ранее подвергавшихся «буллингу» или имеющими признаки девиантного поведения. А предметы, рассматривающие общепринятые нормы социальной адаптации детей в современном российском обществе, в частных учебных заведениях, чаще всего, не преподаются.

Между тем, возможность и необходимость проверки уровня патриотического воспитания и социально-психологической подготовки для выведенных из системы общего образования лиц (то есть учащихся частных школ) до сих пор законодательно не закреплены.

А порой встречаются и такие призывы к альтернативному образованию:

«Устали от военной пропаганды, низкого уровня образования и переполненных классов? Государственная школа сегодня не даёт тех перспектив, которых ждут родители для своих детей. Но есть альтернатива — семейное образование».

Данная информация распространяется в телеграм каналах иноагентами, чьи фамилии установлены. И возникает ощущение, что это не просто «альтернативщики», а скрытые враги, которыми пора заняться компетентным органам.

Таким образом, налицо расширение сектора частных школ, которые зачастую неподконтрольны уполномоченным надзорным органам. Также растет число попыток по дискредитации системы общего образования в Российской Федерации, смещению акцентов в сторону от формирования патриотического мировоззрения в пользу индивидуалистского, что находит поддержку среди отдельных представителей родительского сообщества.

Отсутствие постоянного контроля за учебным процессом обуславливает пренебрежение реализацией поставленных на государственном уровне задач воспитания высоконравственных личностей, разделяющих российские традиционные духовные ценности и обладающих актуальными знаниями и умениями для реализации своего потенциала в условиях современного общества.

Существует тенденция распространения среди учащихся и их родителей установок, дискредитирующих органы госвласти, и насаждения альтернативных, в том числе антироссийских ценностей. В перспективе подобные обстоятельства могут использоваться деструктивными силами для формирования в кругах социально неадаптированной молодежи «пятой колонны».

Кроме того, деятельность частных школ с нарушением норм и требований, предъявляемым к образовательным учреждениям, создает угрозы жизни и здоровью обучающихся в них детей.

Поэтому без ужесточения законодательства и контроля относительно частных школ в России не обойтись. И сделать это надо как можно быстрее!

Читайте также