«Нам американская Украина была не нужна»
Уроженец Западной Украины (из нынешней Львовской области), где особенно сильны националистические тенденции, Кук родился в 1913 году, когда львовщина была территорией Австро-Венгерской империи. Он получил юридическое образование в Люблинском католическом университете, где познакомился с будущим лидером украинских националистов Степаном Бандерой. После Первой мировой войны малая родина Кука оказалась на территории Польши.
Став активистом украинского националистического движения в 17 лет, Кук неоднократно подвергался репрессиям польских властей, а после присоединения Западной Украины к СССР в 1939 году перешел на нелегальное положение. Во время Второй мировой войны Кук возглавлял Восточный краевой провод ОУН и командовал группой УПА «Пивнич». Он создал мастерскую по изготовлению ручных гранат и взрывных устройств с часовым механизмом, организовывал многочисленные диверсии. Одновременно Кук устроил нелегальную типографию, где как агитационную литературу, так и пособия по правилам конспирации и практические наставления для боевиков. В военные годы Кук руководил националистами на территории Днепропетровской, Киевской и Черкасской областей Украины. После отступления гитлеровцев Кук обосновался на Волыни. В 1950 году он занял посты руководителя ОУН, главы Генерального секретариата Украинского главного освободительного совета и главного командира Украинской повстанческой армии.
Несмотря на внушительный послужной список националиста и террориста, а также пособника гитлеровцев, после ареста в СССР Кука не поставили к стенке. Он получил тюремный срок, но и в заключении оставался сравнительно недолго. В 1960 году его освободили по амнистии.
Уже на свободе Кук написал «Открытое письмо» к своим бывшим соратникам, остававшимся на нелегальном положении и в эмиграции, в котором отрекся от ОУН-УПА и призвал украинское правительство в изгнании признать СССР как законное государство и вернуться на Украину. В этом послании он писал:
«Известно, что разные политические группировки на эмиграции в такой или другой форме сотрудничали с фашистской Германией в надежде, что она поможет им прийти к власти. Чем все это окончилось — всем хорошо известно. Закарпатскую область отдал Гитлер мадьярским баронам на разграбление и эксплуатацию, а много из тех, кто поднялся на борьбу за освобождение Закарпатья, погибли в неравной борьбе, или оказались в мадьярских, румынских или других концлагерях.
Дорогой ценой жертв и крови заплатило население Закарпатской области за этот «союз» с фашистской Германией. Казалось бы, что полученная лекция по политике сотрудничества должна была кое-чему научить. Но ничего не научила. Такую же «политику» продемонстрировали украинские эмигрантские партии и накануне войны немцев с барской Польшей. А результат? На заграбастанной от барской Польши территории Гитлеровское правительство великодушно позволило украинцам организовать украинские вспомогательные комитеты во главе с известным немецким прислужником Кубийовичем, на которые возложил задание вербовать рабочую силу для военной промышленности Германии.
Еще хуже окончилось сотрудничество с фашистской Германией накануне войны с СССР. Все это хорошо известно всем вам за рубежом и нам на Украине. Немцы принесли на Украину, и вообще, где только они прошли, самое жестокое порабощение и рабство, которое только знала история. В своем расистском высокомерии и в головокружении от первых успехов гитлеровские поработители не пощадили даже своих бывших сторонников и так называемых союзников из националистических кругов. Одних гитлеровцы бросили в тюрьмы, как только они отважились выразить свое неудовлетворение колониальной политикой немецко-фашистского правительства, а вторых просто замордували и постреляли.
На примере «союза» с немецким фашизмом ярко видно, к каким страшным последствиям может такой «союз» привести, какие тяжелые раны может нанести своему собственному народу, ориентируясь на чужую помощь, на чужую силу. Такой болезненный опыт в прошлом должен, казалось бы, навсегда отобрать желание у всякой эмиграции, у всякой политической партии идти на дежурное сотрудничество с черными антисоветскими силами, с новыми «союзниками». Но так, к сожалению, это есть.
Современная украинская эмиграция, ее разные политические партии в своей антисоветской деятельности опять находят для себя «союзника» против так называемого общего врага — коммунизма, на этот раз в лице империалистов США и их союзников по военным блокам.
Нет сомнения, что американским и другим империалистам очень выгодно пользоваться услугами таких эмигрантских кругов и даже чем-то им помогать. Но выгодно ли это вам самим, украинские эмигранты?
Даже за их незначительную материальную поддержку вам приходится подбирать шпионов, которых вы засылаете на Украину для антисоветской деятельности.
В подтверждение этого хочу привести пример, когда представители ЗП УГВР, в лице Лебедя, Грннеха, Ребет и других с помощью американской разведки в мае в 1951 г. подготовили и заслали американским самолетом на Украину эмиссара Охримовича со специальным заданием к ОУН на Украине.
Некоторые националистические партии за рубежом, чтобы поднять свой вес в глазах материалистических кругов и среди рядовой эмиграции, еще и теперь указывают на свои связки с подпольем на Украине.
В своих прессовых органах они ложно информируют эмиграцию о деятельности подпольных организаций на Украине и тому подобное. Все это сознательный обман.
Мне, бывшему проводнику ОУН на украинских землях, Главнокомандующему УПА, Генеральному секретарю УГВР, который все время находится на родных землях, очевидно, лучшее знать, есть ли подполье на Украине или его нет. Я считаю своей обязанностью заявить перед лицом всей украинской эмиграции в загранице, что уже много лет тому назад подполья на Украине нет, и сегодня, — я подчеркиваю с полной откровенностью, — для его возникновения нет никакой почвы.
Я искренне желаю, чтобы вы, дорогие мои земляки и друзья, поняли эту истину и сделали из этого надлежащие выводы. Борьба не игрушка, не спортивные упражнения и она не может быть самоцелью, поскольку за нее приходиться платить самым дорогим для человека — жизнью…
Друзья! Не связывайтесь ни с какой деятельностью против нашего народа, не позволяйте себя дальше обманывать и использовать в чужих для вас самих и вашего народа интересах. Всю свою деятельность в эмиграции направляйте на то, чтобы не закрывать себе путь на родину».
При этом чекисты относились к Куку весьма критически. Например, бывший сотрудник отдела оперативных радиоигр КГБ УССР Георгий Санников так отзывался о Куке:
«Кук так и не перешел на нашу сторону. Некоторые считают его агентом КГБ, а на самом деле не было этого. А с воззванием к своим подпольщикам он выступил, потому что понимал, нет смысла бороться дальше, нужно сохранять кадры для будущей Украины. Это был умный, матерый враг. Блестящий конспиратор, поэтому дольше всех главарей продержался».
После освобождения В. С. Кук работал в Центральном государственном архиве и Институте истории Академии Наук УССР, занимался научной работой.
После распада СССР Кук в одном из своих интервью, коснувшись националистического подполья на Украине, заявил: «Борьба продолжалась и после смерти Сталина в форме движения „шестидесятников“, на полулегальной основе. Дальше была Хельсинская группа, борьба за права человека и за право каждой нации иметь свою государственность. Мы больше не брали молодежь в подполье, а воспитывали ее легально. Секрет в том, что подпольщик имеет связи с десятком людей на легальном положении, но легальные члены УПА между собой не знакомы, и в случае провала один не может сдать остальных».
Однако когда президент Украины В. Ющенко намеревался присвоить Куку звание Героя Украины, бывший Главнокомандующий УПА категорически отказался от этой награды. А причины такого отказа можно усмотреть, вспомнив высказывание Василия Степановича о постсоветской Украине: «Не за такую Украину мы воевали. Нам американская Украина была не нужна…».
Василий Степанович Кук скончался в сентябре 2007 года в 94-летнем возрасте в Киеве и был похоронен в родном селе Красное Львовской области.
Биография Кука наглядно показывает, что для него одинаково неприемлема была зависимость Украины как от Москвы, так и от Берлина и Вашингтона, как, впрочем, и от любого другого иностранного диктата. И сегодня землякам Кука самое время вспомнить о позиции этого многолетнего убежденного врага России.