Тренды отечественной киноиндустрии. Владимирский взгляд на будущее
Российская индустрия кино и сериалов в текущем году будет опираться на доминирующие аспекты: интересы молодёжи, экранизация популярных литературных произведений и особый запрос на национальную самоидентификацию. Об этом на Всемирном фестивале молодёжи в «Сириусе» зашла речь в рамках дискуссии «Тренды многонациональной киноиндустрии. Что будет в топе 2024?».
Говоря о запросах молодёжи, генеральный директор АНО «Диалог» и АНО «Диалог Регионы» Владимир Табак представил результаты опроса социологического агентства «Вебер», в котором приняли участие несколько тысяч молодых людей в возрасте 18-34 лет со всей России:
— Мы узнали, что сегодня сериалы стали неотъемлемой частью жизни для почти половины молодых людей в России: 45% из них любят сериалы и смотрят их раз в неделю и чаще, а 59% в принципе смотрят отечественную сериальную продукцию. В то же время 95% опрошенных признались, что предпочитают смотреть зарубежные сериалы, и это определенный вызов.
Социологическое агентство «Вебер» выделило ряд позитивных тенденций. По словам Владимира Табака, 51% молодой аудитории отечественных сериалов отметили, что качество продукции за последние два года стало лучше. Вот как выглядит топ-3 жанров, которые, по мнению зрителей в возрасте 18-34 лет, получаются лучше всего в стране: военные картины, криминал и комедии.
Еще один спикер, гендиректор АНО «Институт развития интернета» Алексей Гореславский, отдельно выделил запрос у российской аудитории на «семейный просмотр» и на сериалы и фильмы, которые поддерживают «рост национальной самоидентификации». Писатель и публицист Александр Цыпкин отметил еще одну тенденцию — экранизация литературных произведений, «у которых не такой большой тираж, но где заложены крутые идеи». А вот говоря о том, кто определяет тренды сегодня и будет их диктовать в дальнейшем, мнения экспертов разошлись. По словам Владимира Табака, ими выступят продюсеры, а по мнению Александра Цыпкина — сами зрители.
Востребованность жанра сериалов признает и Игорь Мельников, известный владимирский режиссер, продюсер, актер, один из основателей «Владимирской киностудии». Правда, с небольшой оговоркой:
— В советское время на экран выходили многосерийные фильмы, которые до сих пор с теплотой пересматривает старшее поколение, а нередко и молодежь. В 90-х авторское кино и полнометражные картины практически полностью исчезли. Им на смену пришли мексиканские и бразильские сериалы. На мой взгляд, это породило у наших соотечественников привычку смотреть длинную киноисторию. Отечественные продюсеры подхватили идею, и у нас появилось собственное направление. Однако у любого сериала есть значительный минус: если в дальнейшем сценарии нет креатива, идея обречена на провал, и, как следствие, — охлаждение интереса аудитории. Особенно молодежи. В этом ключе огромный плюс имеют исторические сериалы: их сюжет можно развивать без каких-либо потерь и развивать зрителя, пополнять его интеллектуальный багаж. Здорово, что в последнее время такие работы — частые гости федеральных каналов.
Что же касается запроса на национальную самоидентификацию, владимирский режиссер отметил:
— Осознание роли своей страны и своего народа в истории и мире вообще — это не голословный тезис. Например, моя короткометражка «Ванька», о подростке, работавшем на владимирском заводе в годы Великой Отечественной войны, набрала огромное число просмотров, а в комментариях многие пишут, что фильм позволил им глубже оценить и события тех времен, и тот подвиг, на который пошла страна. Но главное, он интересен разным поколениям, которые в нем находят созвучный и важный для себя посыл. Думаю, именно исторические картины и сериалы вполне могут стать драйверами отечественной киноиндустрии в ближайшее время — они вызывают неподдельный интерес и самые яркие эмоции у публики.