Счастье и трагедия ковровской «барышни-крестьянки»
В 1855 году в этот день в 22-летнем возрасте от скоротечной чахотки скончалась ковровская помещица жена штабс-капитана Елизавета Васильевна Аляева. Ее судьба вполне могла бы стать сюжетом сказки наподобие Золушки (но с печальным концом) или мелодрамы.
Отцом Лизы был ковровский уездный предводитель дворянства знатный и богатый барин Василий Михайлович Култашев, прямой потомок князей Стародубских, Юрия Долгорукого и Владимира Мономаха. А вот матерью девочки являлась крепостная крестьянка Култашева Аграфена Васильева. Рожденная вне брака Елизавета первые годы жизни считалась крепостной своего отца и жила вместе с прислугой. Однако потом Култашев тяжело заболел, решил покаяться в грехах и узаконить связь с Аграфеной. Он обвенчался со своей крепостной любовницей, предварительно дав ей вольную. А затем официально усыновил свою внебрачную дочь и отписал на нее часть своего состояния. Девушка в одночасье из бедной крестьянки стала барышней и богатой невестой.
Вскоре после этого к ней посватался отставной штабс-капитан Белевского егерского полка дворянин и помещик Дмитрий Андреевич Аляев. Он был на 9 лет старше своей избранницы, но для того времени это не считалось большой разницей в возрасте для супругов. Брак был заключен по любви и жизнь прежней бедной и несчастной девочки стала сказкой наяву. У Аляевых родилась дочка Софья, однако вдруг проявившая себя чахотка не оставила шансов «барышне-крестьянке» из Ковровского уезда. После кончины молодой жены Аляев был безутешен и пережил ее всего на три года. Он умер 35-летним, не перенеся потерю любимого человека.