22 февраля 2023 в 10:02 13

Бывший корабельный иеромонах спас старца-архиепископа от гибели

Этот день в истории - 22 февраля.
Портрет архиепископа Новгородского Амвросия (Юшкевича). Портреты Льва (Юрлова) и Симона (Тихомирова) не сохранились

В 1743 году в этот день, 280 лет назад, в Старом Зимнем дворце в Санкт-Петербурге епископ Суздальский Симон II (Тихомиров) вместе с архиепископом Новгородским Амвросием (Юшкевичем) на аудиенции у императрицы Елизаветы Петровны выступили в защиту своего собрата архиепископа Льва (Юрлова).

Владыка Лев, бывший воронежский архиерей, в пору бироновщины провел более 10 лет в тюрьме по надуманному обвинению. Дочь Петра Великого Елизавета после вступления на престол освободила узника и вернула его сан архиепископа. По старости он не стал епархиальным архиереем, а служил фактическим настоятелем Архангельского собора Московского Кремля, служившего усыпальницей русских царей и великих князей. На заупокойной службе по почившим правителям России, владыка Лев случайно вместо имени ее покойной сестры Анны Петровны произнес имя царствовавшей императрицы. Это считалось тягчайшим оскорблением монарха, причем суеверная Елизавета и вовсе восприняла случившееся неоднозначно. В отношении архиепископа Льва началось расследование, и ему вновь грозила тюрьма.

В этой ситуации суздальский епископ Симон, при Петре I служивший корабельным иеромонахом Балтийского флота во время войны со Швецией, обратился к царице с просьбой простить старого владыку Льва. Из всех архиереев к нему присоединился лишь Амвросий Новгородский. Подобное заступничество было опасным занятием, так как заступники могли оказаться в застенке вместе с тем, за кого просили. И, тем не менее, двум смелым архиереем удалось убедить императрицу не придавать значения случайной оговорке. Архиепископ Лев был прощен, а его оплошность оставлена без последствий. Так мужество двух архиереев спасли и без того много пострадавшего в жизни человека от гибели.

Кстати, Симон Суздальский умер всего четыре года спустя после этих событий, а Амвросий Новгородский лишь годом позже. А вот бывший старше их архиепископ Лев прожил еще двенадцать лет, будучи почитаем в Москве, как «истинный святитель и слуга Христов, человек умный и пречестный».

Читайте также