О контр-адмирале Дорофееве и уникальности исторического наследия
Поводом стал отмечаемый в январе день рождения бывшего ученика Серебровской школы, знаменитого уроженца деревни Сереброво, профессора, контр-адмирала Ивана Дорофеева, создателя двигательных установок первых отечественных атомных субмарин. Впрочем, разговор получился на гораздо более широкую тему: об адмиралах с «камешковской пропиской», об уникальности исторического наследия Камешковского края, о значимости изучения своей малой родины.
Н. Фролов коснулся нескольких эпизодов насыщенной событиями биографии И. Дорофеева, свидетельствующей о мужестве и целеустремленности этого незаурядного человека, обладавшего многими талантами. В 1944 году во время Великой Отечественной войны как опытного специалиста капитан-лейтенанта Дорофеева, ранее служившего на эсминцах Черноморского флота, направили в тогда союзную Англию. Он был включен в состав экипажа эскадренного миноносца «Достойный». Этот корабль передавался англичанами СССР в счет трофейных кораблей Италии, захваченных на Средиземном море и предназначенных для распределения по флотам союзников. На английском транспортном судне «Уильям С. Тайер» в составе конвоя RA-59 Дорофеев отправился из Архангельска к берегам туманного Альбиона.
Однако вечером 30 апреля 1944 года немецкая подводная лодка U-711 торпедировала транспорт. От взрыва торпед судно разломилось. Дорофеев в этот момент находился в кают-компании в кормовой части транспорта. Вместе с капитан-лейтенантом Чулковым он успел задраить все люки, и корма осталась на плаву. Дорофеев и его коллега организовали спасение личного состава и даже выставили расчет к кормовому орудию на случай, если вражеская субмарина попытается добить остатки транспорта из надводного положения. Грамотные действия офицеров «Достойного» помогли сохранить жизни десяткам советских и английских моряков. Через полчаса корабли охранения конвоя сняли с обломков «Уильям С. Тайера» уцелевших. Погибло 43 человека, 70 моряков удалось спасти. Позже Иван Дорофеев считал 30 апреля 1944-го днем своего второго рождения.
А в победном 45-м кавалер двух боевых орденов капитан 3-го ранга Дорофеев променял почетную и видную должность главного механика дивизиона сторожевых кораблей на куда менее вольготную роль слушателя Военно-морской академии. Причем он поступил на один из самых сложных факультетов, где изучались паросиловые установки боевых кораблей, в том числе перспективные проекты ближайшего будущего. А уже семь лет спустя Дорофеев принял участие в проектировании, а потом и в строительстве первой советской атомной субмарины «Ленинский комсомол». Той самой, которая впервые в мировой истории всплыла близ географической точки Северного полюса, пробив лед и продемонстрировав возможность атаковать из любого уголка Северного Ледовитого океана, где субмарину было практически невозможно обнаружить под ледовым покровом.
Н. Фролов предложил преподавателям и учащимся поучаствовать в создании книги о контр-адмирале Дорофееве, потому что до сих пор нет подобного издания, сочетающего полноту и доступность изложения. Кстати, среди нынешних учеников Серебровской школы есть и дальние родственники Ивана Дорофеева, интересующиеся его биографией, так что им, как говорится, и перья в руки!
Говоря об адмирале из сухопутной камешковской глубинки, нельзя было не вспомнить флотоводца из села Горки нынешнего Камешковского района вице-адмирала Никиту Петровича Вильбоа.
Также Николай Фролов подробно остановился на значимости краеведения. У Серебровской школы славные краеведческие традиции. Там много лет работала замечательный педагог Валентина Базанова, отличник просвещения СССР. Она преподавала историю и другие предметы, но именно краеведение было ее любимым занятием, главным делом всей ее жизни. Валентина Ефимовна создала школьный музей, поддерживала многолетние контакты с И. Дорофеевым и его семьей, ее ученики становились победителями районных и областных краеведческих мероприятий. И сегодня ученики Серебровской школы деятельно участвуют в изучении прошлого окрестных сел и деревень.