Как изменились правила взыскания долгов коллекторами
Обновленная версия закона содержит термин «коллектор». Под ним подразумеваются коммерческие организации, которые выкупили долг у банка или МФО. Также введено требование касательно квалификации взыскателей. Данным видом деятельности не вправе заниматься граждане, у которых не снята или не погашена судимость за умышленные преступления в сфере экономики, против личности и государственной власти.
Еще один термин — «автоматизированный интеллектуальный агент» (АИА). Это программа для взаимодействия с должниками без участия самих взыскателей. Робот-коллектор сообщает сведения о долге, а при необходимости будет возможность переключиться на «живое» общение.
Коллекторы, а также сотрудники банков или популярных и редких МФО смогут направлять уведомления о задолженностях через Госуслуги. Но такая возможность появится лишь в том случае, если пользователь госпортала даст разрешение на это в настройках учетной записи.
После введения новых правил должники будут лучше осведомлены о коллекторах и методах взыскания задолженностей, — говорит эксперт проекта «За права заемщиков» Общероссийского народного фронта Александра Пожарская. Также у них будет выбор: получить информацию от робота или продолжить разговор с сотрудником коллекторского агентства.
По данным ФССП, возросло число жалоб на коллекторов. Это означает, что россияне знают о своих правах и стремятся сообщить о каждом нарушении в рамках взыскания просроченных задолженностей.
Однако по словам Пожарской, часть претензий граждан не обоснована и связана с тем, что они сами не предпринимают никаких попыток по погашению долгов. Эксперт отмечает, что официальные коллекторские организации дорожат своей репутацией и работают в рамках закона. Соответственно, будут соблюдать и новые правила.