Чемпионат малой Воздушно-инженерной школы
В нем приняли участие 18 поселковых и сельских команд района. Два дня более 100 ребят из городских и сельских школ Камешковского района Владимирской области запускали учебные ракеты. Средняя высота полета составила 250 метров с грузом 300 гр.
В течение года старшеклассники занимаются в инженерно-космическом классе в Камешковском доме детского творчества «Апельсин»: изучают устройство водяных и твердотопливных ракет, рассчитывают технические параметры и изготавливают на 3D-принтере собственные ракеты на основе подготовленного «Воздушно-инженерной школой» конструктора.
Систематическая работа в Камешково началась четыре года назад, когда сотрудники МГУ имени М. В. Ломоносова — инициаторы проекта «Воздушно-инженерная школа» — решили регулярно обучать местных ребят. Сейчас в инженерно-космическом классе занимается около 20 старшеклассников из сельских школ. Для работы с ними подготовлено три преподавателя. Руководят командами выпускники класса, студенты технических специальностей.
«Одной из самых сложных задач оказалась найти, замотивировать и обучить преподавателей и руководителей команд в сельской местности. Но нам повезло встретить настоящего энтузиаста, профессионального лётчика и очень энергичного коллегу — Алексея Юрьевича Андрианова — директора аэродрома Каменово, где с 2018 года мы проводим финал всероссийского чемпионата, и преподавателя Центра детского творчества „Апельсин“. Первые два года сельских команд было мало, ракеты у них получались не очень удачные, но сейчас — на третий год регулярной педагогической работы — мы собрали уже 17 (!) команд и 2 из них готовы участвовать во Всероссийском чемпионате наряду со школьными и студенческими командами из Москвы, Санкт-Петербурга, Калуги и др. крупных городов. Для нас работа в городе Камешково — это шефская помощь, четыре года назад мы решили помочь небольшому городу и району, где бывали наездами в рамках Всероссийского чемпионата. Здесь мы нашли настоящих соратников и друзей, как в Администрации Камешковского района так и среди учителей и энтузиастов детского технического творчества. А сейчас понимаем, как важно строить широкую сеть подготовки инженеров для космической индустрии и создавать такие ячейки в самых отдаленных уголках нашей страны», — рассказал руководитель проекта Владимир Радченко, к.ф-м.н., зав.лабораторией НИИЯФ МГУ имени М. В. Ломоносова.
В настоящее время «ячейки» «Воздушно-инженерной школы» работают более чем в 30 регионах России. Ежегодно во всероссийских чемпионатах «Воздушно-инженерная школа» участвуют сотни команд, соревнующихся в различных возрастных и тематических конкурсах по разработке действующих моделей космических аппаратов и ракет-носителей. По статистике, более 85% участников остаются в технической сфере, а 60% участников выбирают ракетно-космическую отрасль как свою будущую специальность.
Проект «Воздушно-инженерная школа» участвует в Десятилетии науки и технологий в России с целью расширить сеть региональных кластеров, связывающих центры начального инженерно-космического образования с профильными вузами и индустриальными партнерами, представители которых привлекаются для экспертизы проектов и отбора перспективных абитуриентов и студентов. Такое плотное взаимодействие на местах поможет сформировать сквозные карьерные траектории для будущих инженеров космической отрасли.
«Воздушно-инженерная школа» превратилась в один из основных профориентационных проектов госкорпорации Роскосмос, объединяющий как отдельных энтузиастов инженерно-космического образования, так и творческие коллективы: кружки, кванториумы, дома и станции технического творчества молодёжи, студенческие конструкторские бюро. У Школы сложились тесные рабочие отношения с рядом ведущих профильных вузов (МГТУ, МАИ, ВОЕНМЕХ, МГОТУ, Уфимский, Самарский и Пермский университеты) и предприятиями Роскосмоса (РКК «ЭНЕРГИЯ», НПО им. Лавочкина, ЦНИИМаш), которые организуют школьные и студенческие команды для участия в мероприятиях Школы. С каждым годом всё более активным становится участие студентов в деятельности Школы, в качестве не только участников, но и руководителей команд, экспертов и инженеров-разработчиков. Благодаря активности выпускников проекта, ставших студентами и преподавателями профильных вузов, возникли региональные центры в Курске, Самаре, Уфе, Химках и Королёве.
Несмотря на то, что Камешково — маленький город, благодаря методической работе и поддержке «Воздушно-инженерной школы» он стал драйвером ракетно-космического движения в регионе. Вокруг него происходят учебные, тренировочные и соревновательные активности, в Камешково приезжают участники из Коврова, Шуи, Ярославля и других более крупных близлежащих городов.
«Нам удалось вдохнуть жизнь и расшевелить ребят в регионе. На занятиях мы рассказываем о ракетах и космических аппаратах, и у старшеклассников загораются глаза, они узнают о том, куда можно поступить учиться после школы, где потом работать. Для нашего города и района это важно. Такую работу здесь никто больше не ведет. Мы поддерживаем ребят, которые хотят развиваться в техническом направлении. У Воздушно-инженерной школы отличная программа, мы ведем ребенка с 5го класса и до 2го курса, не бросаем», — поделился Алексей Андрианов, руководитель инженерно-космического класса в Камешково, директор аэродрома Каменово.
В Камешково Алексей Юрьевич ездит из Владимира два раза в неделю по 60 км в каждую сторону специально, чтобы заниматься с ребятами, ведь на месте совсем нет кадров. Раньше в доме детского творчества «Апельсин» занимались только бисером и шахматами, а благодаря стараниям Алексея сейчас открыто три технических кабинета: авиамодельный, аэрокосмический и инженерно-космический классы.
Ваня Гаврилов из деревни Новки Камешковского района пришел на занятия к Алексею Юрьевичу, а после блестяще сдал экзамены и поступил в МАИ. Сейчас Ваня учится на 3-м курсе, готовится к диплому собрать собственный летательный аппарат и вернуться на аэродром Каменово, чтобы его испытать. Сейчас же Ваня каждую субботу приезжает, чтобы заниматься с ребятами в «Апельсине». После того, как Ваня поступил в МАИ, его учитель трудов из Новок также приехал в «Апельсин» и попросил помочь ему строить ракеты с ребятами. Сейчас на уроках труда они с мальчишками собирают ракеты по программе Воздушно-инженерной школы.