Экономический ликбез для владимирцев: что говорят эксперты о ситуации в стране?
А все потому, что наша страна постепенно приспосабливается к давлению Запада. Меры, предпринятые Центробанком, дают ощутимые результаты. Так, вслед за снижением процентной ставки на 300 базисных пунктов и отмены комиссии на приобретение валюты в размере 12% владимирцы теперь вполне свободно могут покупать наличные доллары, евро и другие зарубежные денежные знаки.
«Мы хорошо помним, что еще месяц назад с банковских счетов было оперативно снято порядка семи триллионов рублей. Уже к 20-м числам марта, по словам председателя ЦБ, дефицит ликвидности упал в два раза — до 3,5 триллионов рублей. То есть высокая ставка позволила людям, которые забрали деньги, задуматься и вернуть деньги в банки», — говорит Евгений Коган, профессор Высшей школы экономики.
Аккуратные и последовательные шаги в финансовой сфере позволили нормализовать ситуацию. Как логичное следствие — инфляция начала замедляться. Доцент Департамента мировой экономики Высшей школы экономики Эдуард Джагитян отмечает, что политика ЦБ приспосабливает российскую экономику к санкционному давлению так, чтобы она показывала поступательное движение вперед:
«Все действия в экономике являются рациональными и направлены на достижение экономической сбалансированности, а в коммерческой деятельности — на получение прибыли. Действия ЦБ не являются исключением. В самом начале санкционного периода сценарий развития событий представлялся немного иным, чем тот, который сложился к концу апреля, когда появились послабления от Центробанка. На фоне превентивных мер — продажи 80% экспортной выручки государства, запрет на выкуп иностранцами ранее приобретенных ценных бумаг, запрет на снятие со счетов и вывоз за рубеж сумм свыше 10 000 долларов — никто не предполагал, что рядом стран будет принят тотальный запрет на экспорт в Россию товаров и услуг, а две всемирные платежные системы прекратят обслуживание отечественных держателей карт за пределами нашей страны. Таким образом, объем импорта в Россию резко уменьшился, люди стали гораздо меньше тратить денег за границей, и страна стала меньше расходовать иностранной валюты, находящейся в России. А поскольку валюта перестала тратиться при сохраняющемся уровне экспорта, то рубль стал неуклонно укрепляться».
Как отмечают эксперты, у ЦБ есть еще один инструмент — денежно-кредитная политика. Он рассчитан на обеспечение финансовой стабильности. Простыми словами — для сдерживания цен и выравнивания инфляции соразмерно доходам населения.
«Конечно, сделать все это быстро будет сложно: санкции нарастают, а экономических инструментов для их сглаживания не так уж и много. В таких условиях приходится приспосабливаться, что и делает политика ЦБ. Тем более, что есть опыт 2014 года. Поэтому сейчас необходима передышка, время, чтобы переждать острую фазу, ведь никто не в силах предсказать, какие еще санкции будут предприняты в дальнейшем».