Сдать на сто баллов, но этого мало!
Цыплят по осени считают… А еще — пожинают итоги летнего ЕГЭ: как потрудился на экзамене, так и новый учебный год сам себе организовал. Но при этом, даже сдав на все сто, выпускник порой не чувствует себя победителем.
Во-первых, из-за необоснованного давления — когда в обществе высказываются сомнения по результатам (ребенок учится, старается, проходит нешуточный стресс во время экзаменов, а потом ощущает не менее мощный негативный посыл — каково?). Во-вторых, как показали итоги приемной кампании нынешнего года, число абитуриентов-стобалльников и победителей олимпиад превысило количество бюджетных мест в топовых университетах России.
Прямо или косвенно с такими проблемами сталкивалась владимирская выпускница Полина Чупрова (школа № 25), набравшая высший балл по химии:
— С результатами поздравляли все, но негативная оценка все же была: когда мои высокие результаты участия в турнире имени М. В. Ломоносова по биологии подвергали сомнению некоторые учителя. Осадок, конечно, был, как и в случаях, когда итоги экзаменов знакомых ребят вызывали непонятную реакцию у окружающих. Но я продолжала идти к своей цели — поступлению в столичный РНИМУ им. Н. И. Пирогова — и достигла ее!
Кстати, в этом году из 16 владимирских выпускников-стобалльников учиться в родном городе не остался никто.
Правда, в ВлГУ в этом году зачислены три стобалльника: один поступил на юриспруденцию (история — 100 баллов), еще один — на педагогическое образование, русский язык и литература (100 баллов по русскому), среди абитуриентов на государственном и муниципальном направлении теперь тоже есть свой герой — получивший 100 баллов по русскому языку.
— Многие мои друзья и одноклассники стремятся поступить в вузы других регионов, — продолжает Полина. — Причина в том, что во Владимире не развиты или отсутствуют некоторые базовые направления. Например, медицина. Кроме того, есть и личные предпочтения: кто-то хочет учиться среди, так скажем, научной элиты (уровень общения и знаний другой), кто-то подыскивает на перспективу престижные места работы. С вероятностью 50% я осталась бы в своем городе, если б здесь был профильный факультет. Уезжать далеко от дома не пришлось бы, да и конкурс, думаю, у нас был бы меньше, чем в топовом вузе. В этом году, например, среди поступавших в университет им. Пирогова заявки подавали многие победители олимпиад и имеющих 100 баллов, средний балл прохождения был 300+. Из-за этого были такие, кто даже не отправлял документы — смысл? В результате требования снизились до 270-280 баллов, а ребята уже передумали и пошли в другие вузы.
Настоящая лотерея! Вопросы, требующие комплексного решения… И такое предложила Елена Шмелева, руководитель образовательного центра «Сириус», — карту распределения выпускников, которая даст возможность увидеть и оценить реальную картину по результатам ЕГЭ: общую и отдельно по каждому региону, а также иметь объективное представление о качестве проведения экзамена.
— По данным Минобрнауки, количество выпускников, набирающих 100 баллов по итогам единого госэкзамена, увеличивается. Одновременно с тем, что такие результаты говорят о повышении качества обучения, в обществе высказываются сомнения относительно честности результатов. Нельзя допустить, чтобы это бросало тень на тех ребят, которые своим огромным трудом честно заслужили высокий результат. Если где-то происходят какие-то манипуляции с результатами, разбирательство должно идти в отношении ответственных лиц, а не детей, которые и так испытывают стресс в экзаменационный период, — отметила Елена Шмелева.