23 августа 2021 в 10:03 133

Владимирских школьников будут учить индивидуально

Одна из главных целей государства - сделать так, чтобы российская система образования позволяла раскрыть потенциал каждого ребенка. Сегодняшним детям предстоит формировать общество будущего, и поэтому стратегически важно дать подрастающему поколению возможность получить актуальные знания, развить таланты и воплотить в жизнь свои мечты и проекты.

От мечты — к цели, от способностей, данных природой, — к эффективной системе развития одаренности. Об этом сегодня говорят педагоги-сподвижники.

Российскому образованию уже давно пора перейти на качественно новый уровень — персонифицированный, поставить в центр обучения ребенка и его способности, а не ровнять всех под одну гребенку.

Успешный пример такого подхода уже есть — федеральный образовательный центр «Сириус» и его филиалы в регионах (во Владимирской области — это Центр поддержки одаренных детей «Платформа 33»).

— У детей изначально должен быть равный доступ к нашему культурному и социальному капиталу — языку, исторической памяти, искусству, науке и спорту, новым технологиям, к программам дошкольного и дополнительного образования. При этом подход к обучению должен быть индивидуальным, — говорит Елена Шмелева, руководитель образовательного центра «Сириус».

Во Владимирской области 1 сентября за парты сядут 142 833 учеников, из них 15 258 первоклассников. Но ограничивать ребят только изучением общеобразовательной программы было бы не совсем верно: это лишь база, необходимая современному человеку.

— Задача взрослого увидеть, подметить, уловить тот интерес, а возможно уже сформировавшуюся у ребенка способность к чему-либо, чтобы направить, не упустить, — рассуждает Ольга Морозова, руководитель центра «Платформа 33». — Привести ребенка на поле возможностей.

А это поле поистине удивляет своими просторами. «Кванториум», «Точки роста», центр цифрового образования «IT-куб», Школы искусств и творческие объединения… Та же «Платформа 33» предлагает подросткам погрузиться в программы, которые выходят за рамки школьных курсов: нанохимия, нанофизика, наномедицина, нейробиология, прикладная автоматизация. Широкие возможности появляются в совместных с центром «Сириус» проектах «Большие вызовы» и «Сириус. Лето: начни свой проект», где школьники решают реальные задачи под руководством экспертов. Это не бирюльки, это важно!

К примеру, ребята из Киржача в этом году представили прототип прибора по контролю эпилептических приступов; интересным был проект с моделью создания нейросети для идентификации личности. В июне региональным центром была организована Проектная школа. На смену мог приехать любой заинтересованный ученик 7-10 классов, уже попробовавший себя в технологической тематике.

Но практический успех всех этих начинаний невозможен без деятельного участия педагогов (и школьных, и детсадовских) и совсем иной организации образовательного процесса.

— Вместо различных проверок и «бумажек» учеников и педагогов нужно поддерживать, консультировать, приобщать к новым методам обучения и воспитания, — говорит Елена Шмелева. — Нам действительно пора вернуться к вопросу о снижении учебной нагрузки на школьников, последовательного уменьшения количества формальных проверок, контрольных работ, мониторингов. Давайте не будем заблуждаться — даже самые тщательные проверки не могут ничего сделать сами по себе. Вместо повышения качества образования они лишь притупляют ощущение ответственности за будущее детей, которая лежит на каждом из нас.

В течение двух лет на финансирование сферы образования Владимирской области федеральный бюджет выделит около 5,5 млрд рублей. Один из пунктов — создание государственных научных центров для школьников и студентов в школах сел и малых городов. Например, трех детских технопарков «Кванториум» — в лицее № 1 округа Муром, школе № 23 г. Коврова и школе № 1 г. Александрова. В регионе также появится 91 центр цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», 30 начнут действовать уже в этом году. В сентябре откроется в Ковровском транспортном колледже еще один «IT-куб», а на следующий заработает еще четыре таких центра.

Инфраструктура создается, дело осталось за «малым» — изменить отношение к образовательному процессу рядовых педагогов и родителей.

Читайте также