Отвернется ли Цукерберг и компания от владимирцев?
Как инициатива отразится на владимирцах, привыкших к этим мессенджерам, соцсетям, сервисам? Проанализируем сами и спросим экспертов.
Сначала разберемся, что значит «приземление»? Законодательной инициативой, которую, кстати изначально проявила Ассоциация юристов России, предусмотрено создание на территории нашей страны филиалов иностранных ИТ-компаний. То есть господин Цукерберг должен будет открыть у нас представительство Facebook или учредить российское юридическое лицо. И это лицо с пропиской в каком-нибудь Чертаново или в деревне Мокеево Камешковского уезда уже никуда не денется от исполнения российских законов.
В пояснительной записке к законопроекту подчеркивается, что представительства, будут в полном объеме представлять интересы головных компаний и являться основным каналом взаимодействия российских регуляторов с ними на территории РФ. А то, дескать, сейчас у российских и зарубежных игроков отечественного цифрового рынка неравные условия исполнения законодательства. И это, кстати, правда. Управы на иностранцев у российской Фемиды практически нет. Например, Twitter проигнорировал тысячи запросов Роскомнадзора и вышел на контакт с ведомством только после введения регуляторных мер - замедление трафика, угроза блокировки.
- В настоящее время законодательство Российской Федерации не предусматривает обязанности для иностранных интернет-компаний, оказывающих информационные услуги российским гражданам, учреждать на территории нашей страны юридическое лицо, которое бы действовало от имени такой компании. Соответственно, в случае нарушения законодательства, привлечь их к ответственности проблематично. Новый закон позволит устранить этот пробел, - прокомментировал Вячеслав Картухин, председатель Владимирского регионального отделения Ассоциации юристов России, член Правления общероссийской общественной организации Ассоциация юристов России РФ.
Также важно, считает Вячеслав Юрьевич, что будут установлены равные условия деятельности для российских и иностранных компаний на территории Российской Федерации.
- Кроме того, в век информационных технологий через интернет-ресурсы происходит активное распространение негативной информации, влияющей на политические и общественные процессы. Законопроектом «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации» предлагается усилить цифровую безопасность нашей страны, - высказался Вячеслав Картухин (к его юридическим регалиям добавим еще вице-спикерство в ЗС и руководство Владимирским филиалом РАНХиГС).
Но помимо политической составляющей вопроса, на которую намекнул Картухин, есть и экономический аспект.
ИТ-компании из-за бугра фактически оказывают услуги пользователям на территории РФ. Не всегда бесплатные. Соцсети продают рекламу, обрабатывая персональные данные россиян и таргетируя на них рекламные посты.
Они зарабатывают на российском рынке десятки миллиардов рублей и имеют десятки миллионов пользователей, а российский рынок и по объёмам аудитории и по доходам для компаний стабильно входит в пятерку/десятку всех крупнейших интернет-платформ. Зарубежные ИТ-компании получают в России значительную прибыль, Отчетность о полученной на россиянах прибыли при этом, разумеется, не предоставляется.
Вот на эти аргументы и ссылаются разработчики законопроекта. И, судя по всему, инициатива скоро обретет силу закона и обрастет подзаконными актами.
- По моему мнению, инициатива понятна и разумна с точки зрения защиты интересов государства. Если какая-либо организация работает на территории страны, то она автоматически должна находиться в правовом поле этой территории, - считает Сергей Орлов, директор Департамента цифрового развития Владимирской области. - Даже у частных лиц (у нас ведь у каждого имеются аккаунты в соцсетях) есть ответственность перед законом за свое поведение в Сети, не говоря уже об отечественных юрлицах. Мы находимся под действием российской юрисдикции, почему иностранные корпорации должны быть на особом положении? У России должны быть рычаги влияния на иностранные ИТ-компании, которые работают на российском цифровом рынке, в том числе, например, и по защите персональных данных граждан, - уверен Орлов. - И положения законопроекта такие рычаги предлагают.
Кроме того, открытие представительств зарубежных ИТ-компаний в России - это дополнительные рабочие места и налоговые поступления. А что касается «конечного потребителя»… Думаю, негативного финансового влияния на пользователей закон не окажет.
Простые пользователи соцсетей, необремененные специальными знаниями, а лишь имеющие силу привычки начинать день с френд-ленты, не так единодушны в своих оценках. Кто-то либерально негодует, кто-то патриотично поддерживает законотворцев. Но большинство ничего о грядущих новшествах не знает. А закон-то будет принят – к гадалке не ходи.