Поддержать малый бизнес
Пандемия спутала планы
С 1 января 2021 года в РФ планируют отменить действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Что в связи с этим прогнозируют предприниматели, налоговые органы, депутаты и чиновники? Об этом говорили в Законодательном Собрании на заседании рабочей группы по выработке условий оптимальной налоговой нагрузки для отдельных категорий налогоплательщиков. Его провел председатель комитета ЗС по бюджетной и налоговой политике Михаил Максюков.
Об отмене ЕНВД говорили с 2017 года, когда формировалась налоговая политика на федеральном уровне на период 2018-2020 годов. Аргументы были такие: введена патентная система и расширено ее применение, действовал единый сельхозналог, затем появились самозанятые граждане, их деятельность тоже узаконили через специальный налоговый режим. Вся эта палитра налогов и была призвана заменить ЕНВД. Предпринимателям дали три года для принятия решения и перехода - либо на упрощенную систему налогообложения, где две системы расчетов (по доходам или доходы минус расходы), либо на другие налоговые режимы. Но пандемия нарушила все планы. Предприниматели стали массово обращаться к депутатам с просьбой о продлении действия ЕНВД до 2024 года.
Не дать «добить» бизнес
Председатель Владимирского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ» Екатерина Краскина обратила внимание членов рабочей группы на сокращение предпринимательства в регионе. За год прекратили деятельность более 2700 малых предприятий и организаций, причем это преимущественно микробизнес – 1220 юридических лиц и 1471 ИП. А по нацпроекту, наоборот, в этой сфере должен быть численный рост.
Из-за отмены ЕНВД прогнозируется еще больший отток предпринимателей. В региональном отделении «ОПОРЫ» опросили десятки бизнесменов в разных сферах деятельности. Их расчеты показывают: в небольших кафе только расходы на услуги бухгалтеров возрастут в десятки раз (т.к. нужно будет вести профессиональный бухучет), а суммы ежеквартальных налогов – в 4 раза. Особенно пострадает торговля продуктами питания на селе. Даже если предприниматели выберут «упрощенку» по системе доходы минус расходы, то налоговые платежи увеличатся в 2,5 раза, и выгоднее будет закрыться, поскольку обороты у сельских «лавок» небольшие.
«Убирая ЕНВД, добивают малый бизнес», - сказал депутат ЗС Игорь Лашманов, проанализировав риски для системы потребкооперации. Его поддержал депутат Шамиль Хабибуллин: на селе еще необходимо учитывать логистику. Она влечет значительные транспортные расходы, и даже если у предприятия большой оборот, то прибыль все равно маленькая.
Ментальная проблема?
Есть и иная точка зрения – отмена ЕНВД является для предпринимателей скорее психологической, ментальной проблемой. «Рано или поздно этот налог все равно будет отменен, т.к. он не отражает реальных результатов предпринимательской деятельности», - уверен заместитель директора областного департамента финансов, бюджетной и налоговой политики Максим Васенин. Он подчеркнул, что «упрощенка» и патент тоже являются льготными налоговыми режимами, а бухгалтеров не обязательно брать в штат – многие из них наверняка перейдут в самозанятые. Администрация не будет возражать, если будет принято решение о продлении налоговых каникул для вновь зарегистрированных предпринимателей.
Михаил Максюков считает, что ситуация в целом трудно прогнозируемая, и задача власти – создать условия для поэтапного, нерезкого перехода предпринимателей с ЕНВД на другие налоговые режимы.
Послушаем Совфед
Ранее депутаты ЗС поддержали предложение увеличить предельный размер доходов малых предприятий для перехода на «упрощенку» до 800 млн рублей. Теперь склоняются к мнению о том, что имеет смысл увеличить и порог среднесписочной численности работников таких предприятий, - об этом, в частности, просят кооператоры. Кроме того, будет рассмотрен вопрос о снижении налоговых ставок для предпринимателей, которые перейдут в 2021 году на УСН и патент.
Председатель бюджетного комитета ЗС уверен, что принятие подобных решений соответствует федеральным трендам налоговой политики. На днях Михаил Максюков побывал в Совете Федерации на публичных слушаниях по проекту госбюджета. Налоговый маневр, который предлагает Правительство и поддерживает Совфед, заключается в следующем: увеличить налоговую нагрузку на сырьевые отрасли и природную ренту и снизить нагрузку на малый и средний бизнес, особенно высокотехнологичный.
Налог «от кадастра» обсудили с предпринимателями
На заседании Заксобрания 24 сентября в первом чтении принят законопроект об изменении порядка начисления налога на имущество организаций с 2021 года. После его принятия для некоторых организаций налог будет считаться по кадастровой стоимости. Как это скажется на налоговой нагрузке на предпринимательство в целом? Депутаты ЗС поставили задачу прояснить ситуацию до второго чтения документа. Поэтому этот вопрос также был рассмотрен на октябрьском заседании рабочей группы по выработке условий оптимальной налоговой нагрузки для отдельных категорий налогоплательщиков.
Специалисты департамента имущественных и земельных отношений сообщили: завершен предварительный этап кадастровой оценки, от заинтересованных лиц поступило порядка 1500 заявлений о пересмотре оценочных данных. Идет этап перерасчета, сведения для проверки направлены в Росреестр. В ДИЗО полученные данные считают справедливыми – оценочная стоимость коммерческой недвижимости в больших городах составила 38 тыс. рублей за кв. метр. Законодательство не предполагает «опубличивания» окончательных расчетов, - предупреждают в департаменте.
Тем временем в областной парламент и в объединения предпринимателей продолжают поступать сигналы о том, что кадастровая оценка проведена не совсем адекватно. «Вопрос резонансный, поскольку речь идет о торговых и офисных помещениях, которые зачастую сдаются в аренду, и арендодатели наверняка перенесут расходы на своих арендаторов», - отметил председатель комитета ЗС по бюджетной и налоговой политике Михаил Максюков.
Оценку хотят оспорить
Президент ТПП Владимирской области Иван Аксенов убежден, что случаев оспаривания новой кадастровой оценки будет очень много – согласительная комиссия не справится, последуют обращения в суды. При этом одно обращение предпринимателя в суд обходится ему в среднем в 216 тыс. рублей, а доходы за период пандемии заметно снизились. Так, в одном из торговых центров Владимира убытки за год оценили в 11 млн рублей, а арендную плату для своих арендаторов с 2014 года были вынуждены снизить в 3 раза.
С другой стороны, акцентирует Аксенов, истина всегда посередине, и у кого-то коммерческая недвижимость была недооценена. А это доходная база местных бюджетов. Налоговики прогнозируют снижение поступлений от налога на недвижимость – в этом году муниципалитеты могут недобрать более 230 млн рублей. Депутаты должны учесть и это, подчеркнул Михаил Максюков.
Ставки высоки
Предприниматели недовольны не только новой кадастровой оценкой, но и ставками налога на имущество, предложенными областной администрацией.
«Ситуация сейчас опять как весной. Офисы не загружены. Торговый трафик по области сократился на 30% - люди придерживают деньги. Сегодня на комиссии должностные лица неоднократно говорили о том, что предпринимательство якобы стало льготной прослойкой. Но разве можно нас так называть, если мы все свои ресурсы направляем на борьбу с последствиями пандемии?! И вот теперь мы стоим на пороге того, что увеличится налог на имущество, которое генерирует убытки. Будет или массовое банкротство, или отказ от коммерческих площадей!» - прогнозирует известный предприниматель и общественник Игорь Першин.
В итоге от участников заседания поступило несколько предложений. Например, принять закон с 2021 года, но в отношении объектов недвижимости площадью более 3000 кв. метров. Либо оставить критерий в 1000 кв. м, но снизить ставку аренды на 2021 год до минимальных значений. За год специалисты успели бы скорректировать кадастровую оценку таких объектов — их по области 1200. Третий сценарий, наименее вероятный – отложить введение налога с 2021 года.
В Заксобрании рассчитывают, что ко второму чтению разработчики в лице администрации области предоставят все расчеты, необходимые для экономического обоснования принятия закона.