Важнейшим из всех искусств по-прежнему является кино?
Как менялись среднегодовые потребительские цены на билеты в кинотеатры, можно узнать из статистики Росстата. Так, в 2000 году посещение кинозала в России стоило в среднем 18 рублей, в 2010 году — уже 162 рубля, в 2016 и 2017 годах — 258 рублей, а в 2018 году — 261 рубль. Кто же предпочитает тратить сегодня деньги на поход в кино? По данным ЕАИС, киноаудитория России преимущественно женская (доля женщин — 55 %).
Средний возраст кинозрителя — 28 лет, а самая многочисленная возрастная группа — 25–34 года (32,5 %, то есть каждый третий посетитель кинотеатров). Для сравнения: доля аудитории в возрасте 12–17 лет составляет 16,1%; 18–24 лет — 26,8 %; 35–44 лет — 16,9 %; старше 45 лет — 7,8 %. Впрочем, если посмотреть на статистику Росстата, можно раскрыть секрет популярности кинотеатров у аудитории 25–34 лет. Просто это наиболее многочисленная часть населения страны. Для сравнения: в 2017 году в возрасте 19 лет в России было 666 тыс. мужчин и 646 тыс. женщин; в возрасте 29 лет — 1,3 млн мужчин и 1,2 млн женщин; в возрасте 49 лет — уже 824 тыс. мужчин и 921 тыс. женщин. С годами очертания возрастной пирамиды меняются, демографические «ямы» и «выступы» движутся вверх, что также может влиять на портрет зрительской аудитории. Таким образом, можно предположить, что основной кинозритель, который сегодня относится к группе 25–34 лет, будет взрослеть, а на смену ему придет не столь многочисленная зрительская аудитория. Более точные данные о половозрастном составе населения современной России и потенциальных посетителях кинотеатров разных возрастов мы сможем получить по результатам Всероссийской переписи населения, которая пройдет в апреле 2021 года.
Информация позволит сделать выводы и прогнозы, например, относительно изменений доли семейных зрителей кинотеатров. Сегодня почти каждый третий (30,8 %) посетитель кинотеатра приходит на сеанс в компании друзей. Чуть меньше зрителей (27,7 %) предпочитают просмотр вдвоем, а 15,3 % — в одиночестве. Доля семейной аудитории составляет 25 %, а в праздничные выходные может достигать 48 %. Преимущественно это зрители в возрасте 35–44 лет. Примечательно, что аудитория российского кино в 2019 году была в среднем на 5 лет старше, чем аудитория зарубежных фильмов: 32 года и 27 лет соответственно. Также аудиторию российского кино отличает более высокая доля женщин: 59 против 54% зрительниц зарубежных фильмов.
Статистические данные Росстата позволяют узнать и размеры финансовых вложений в кинематограф по сравнению с другими отраслями. Так, расходы консолидированного бюджета РФ на социально-культурные мероприятия в 2018 году составили 20,382 трлн рублей. Из них на культуру, кинематографию — 528,2 млрд рублей, или 2,6%. Для сравнения: на образование — 18%, на здравоохранение — 16,3%, на социальную политику — 60,8%, на физкультуру и спорт — 1,6%, на СМИ — 0,7%.